Ежедневно
с 9:00 до 21:00
Мы находимся:
Санкт-Петербург, Менделеевская ул., 6П
Связаться с нами:
Записаться

Речь, дыхание, логопед: почему ребёнку с неправильным прикусом чаще ставят диагнозы — и не всегда те

22.09.2025
0

«Ходим к логопеду второй год, а шепелявость не проходит...»

«Сказали "ЗРР", но ребёнок всё понимает!»

«ЛОР выдал направление к неврологу — вдруг что-то с мозгом...»

Звучит знакомо?

Многие дети с задержкой речи, неправильным произношением или "ленивым язычком" получают «диагнозы», которые становятся поводом для таблеток, коррекций, занятий...

А причина — куда ближе. ???? Прямо во рту.

И зоётся она — неправильный прикус.

Зубы + Челюсть = Речь + Поведение?

Да, вы всё правильно поняли. У большого процента детей с открытым, глубоким или перекрёстным прикусом звуковая и дыхательная дисфункция — всего лишь "верхушка айсберга".

Что происходит "внутри головы"?

1. Прикус мешает формировать звуки. Звуки речи — это не только язык и мозг. Это:

  • опора языка на верхние зубы (С, З, Т, Д)
  • достаточное смыкание губ (П, Б, Ф, В)
  • подвижность нёба (Ш, Ж, Ч)

При неправильном прикусе:

  • язык не достаёт до нужной зоны
  • зубы "разошлись" → звук "уходит в нос"
  • воздух выходит не туда
  • шипящие становятся "пытающимися"

В итоге — логиопед констатирует шепелявость или дизартрию, не понимая, что звук "не берётся" на строении.

2. Язык "ленится" из-за неправильной челюстной дуги

Ребёнок не виноват, что:

  • язык не может принять нужное положение
  • полость рта неадаптирована под речь

Мозг не "ленится", он адаптируется под анатомию. И если подъязычная уздечка короткая, язык «полежал вниз» в раннем детстве, сформировался по факту ненужный паттерн речи и глотания. Он не исчезнет логопедическими упражнениями.

3. Дыхание через рот → гипоксия → проблемы в поведении и обучении

Если:

  • прикус мешает рот плотно сомкнуть
  • Закладывает нос
  • Скученные зубы блокируют поток воздуха

Ребёнок дышит через рот. Это ведёт к:

  • гипоксии мозга
  • поверхностному сну
  • нарушению концентрации
  • вялости, капризности
  • задержке психомоторного развития

Одновременно с этим формируется аденоидное лицо — узкое, вытянутое, с пастозными тканями.

Почему логопед "не справляется"?

Потому что он работает с результатом, не с причиной.

Если у ребёнка:

  • неправильный прикус
  • не смыкаются губы
  • язык незафиксирован

— вы хоть тысячу раз прокрутите "С-С-Сапоги" — звук не встанет. Логопедия работает только там, где есть анатомическая база для звука.

Когда должен подключиться ортодонт?

Лучше — до логопеда, а не "потом". Ортодонт диагностирует:

  • тип прикуса
  • положение языка
  • ширину зубных дуг
  • носовое/ротовое дыхание
  • привычки (сосание пальца, открывание рта, ротовое глотание)

И после этого корректирует челюсть мягкими методами:

  • зубные трейнеры
  • элайнеры для детей
  • съемные аппараты
  • капы на ночь

И только после нормализации анатомии — логопед начинает давать стабильную речь. ????

Примеры:

Саша, 5 лет. Жалобы: плохо говорит Ш и С

Что сделали:

  • Подрезали уздечку
  • Дали мягкую капу для выравнивания челюсти
  • Через 3 месяца — удалили привычку "глотать языком"
  • Логопед подключился через 4 месяца

→ Звуки "встали" за 6 месяцев

Максим, 9 лет. Жалобы: не выговаривает Л, Р, раздражителен

Что помогло:

  • Диагностика прикуса (открытый с фронтальной скученностью)
  • Мягкое ортонечелюстное расширение
  • Восстановление носового дыхания

→ Через 2 месяца — и логопед, и мама радовались новому голосу

Повторим: если логопед, ЛОР или невролог не видит прогресса – посмотрите в рот

Не исключено, что:

  • прикус мешает
  • язык занимает "стартово неверное положение"
  • ребёнок не может проглотить норму
  • вся речь стоит "на перекрёстке" роста челюстей

Как родителю понять, что дело может быть в прикусе:

  • Рот часто приоткрыт
  • В речи "мутные" звуки
  • Логопед жалуется на "ленивый язык"
  • Звук встает — и исчезает
  • Речевой результат стоит на месте 6+ месяцев
  • Сложности в дыхании, жалобы на усталость / "не понимает на уроках"

При этих признаках вперёд — к ортодонту. Не к невропатологу и не логопеду. Пока не поздно.

Речь — это не только работа мозга. Это работа челюстей, языка, дыхания и зубов.

Невнятность, ЗРР, "невозможность поставить звук" — очень часто не проблема логопеда, а структурная "архитектурная" проблема.

Исправив челюсть, язык и дыхание — можно "развязать речь" гораздо быстрее и проще.

Хотите понять, мешает ли прикус — говорить вашему ребёнку?

Приходите на диагностику:

  • проверим прикус
  • посмотрим положение языка
  • оценим расширение верхней челюсти
  • подскажем, как лучше скоординировать ортодонта и логопеда

Потому что не всегда задержка звучит из головы. Иногда — она звучит "через зубы".

 

1
Запись на приём
Нажимая кнопку "Записаться на прием" вы даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка принята
Спасибо за обращение в нашу клинику.
В ближайшее время администратор связжется с Вами.