«Ходим к логопеду второй год, а шепелявость не проходит...»
«Сказали "ЗРР", но ребёнок всё понимает!»
«ЛОР выдал направление к неврологу — вдруг что-то с мозгом...»
Звучит знакомо?
Многие дети с задержкой речи, неправильным произношением или "ленивым язычком" получают «диагнозы», которые становятся поводом для таблеток, коррекций, занятий...
А причина — куда ближе. ???? Прямо во рту.
И зоётся она — неправильный прикус.
Да, вы всё правильно поняли. У большого процента детей с открытым, глубоким или перекрёстным прикусом звуковая и дыхательная дисфункция — всего лишь "верхушка айсберга".
1. Прикус мешает формировать звуки. Звуки речи — это не только язык и мозг. Это:
При неправильном прикусе:
В итоге — логиопед констатирует шепелявость или дизартрию, не понимая, что звук "не берётся" на строении.
2. Язык "ленится" из-за неправильной челюстной дуги
Ребёнок не виноват, что:
Мозг не "ленится", он адаптируется под анатомию. И если подъязычная уздечка короткая, язык «полежал вниз» в раннем детстве, сформировался по факту ненужный паттерн речи и глотания. Он не исчезнет логопедическими упражнениями.
3. Дыхание через рот → гипоксия → проблемы в поведении и обучении
Если:
Ребёнок дышит через рот. Это ведёт к:
Одновременно с этим формируется аденоидное лицо — узкое, вытянутое, с пастозными тканями.
Потому что он работает с результатом, не с причиной.
Если у ребёнка:
— вы хоть тысячу раз прокрутите "С-С-Сапоги" — звук не встанет. Логопедия работает только там, где есть анатомическая база для звука.
Лучше — до логопеда, а не "потом". Ортодонт диагностирует:
И после этого корректирует челюсть мягкими методами:
И только после нормализации анатомии — логопед начинает давать стабильную речь. ????
Примеры:
Саша, 5 лет. Жалобы: плохо говорит Ш и С
Что сделали:
→ Звуки "встали" за 6 месяцев
Максим, 9 лет. Жалобы: не выговаривает Л, Р, раздражителен
Что помогло:
→ Через 2 месяца — и логопед, и мама радовались новому голосу
Повторим: если логопед, ЛОР или невролог не видит прогресса – посмотрите в рот
Не исключено, что:
Как родителю понять, что дело может быть в прикусе:
При этих признаках вперёд — к ортодонту. Не к невропатологу и не логопеду. Пока не поздно.
Речь — это не только работа мозга. Это работа челюстей, языка, дыхания и зубов.
Невнятность, ЗРР, "невозможность поставить звук" — очень часто не проблема логопеда, а структурная "архитектурная" проблема.
Исправив челюсть, язык и дыхание — можно "развязать речь" гораздо быстрее и проще.
Приходите на диагностику:
Потому что не всегда задержка звучит из головы. Иногда — она звучит "через зубы".